Когда ты идешь в ночной тишине

Сквозь бездорожье ада,

В черных ветвях, в красной луне,

Оглядываться не надо.

(Е.В. Головин)

Волшебная сказка – ничто иное, как упрощенное историческое продолжение мифа. Что делает миф? Он раскрывает нам действительную реальность в режиме сновидения. Ну, например, Иван Царевич (он же «Дурак») взял как-то и пошел в Царство Кощея износив три пары «железных башмаков»... Вещи ужасные раскрываются в мифе, как некая обыденность. Правда с оговоркой: «быстро сказка сказывалась, да долго дело делалось». Но кто из нас вообще прислушивается к оговоркам? Дальше встречает на пути Бабу Ягу, которая дает ему клубок ниток, и заходит в дремучий лес…

 

Подробнее VKontakte Facebook Twitter Odnoklassniki Addthis


Мы хотим здесь поговорить о национальности Спасителя. Вопрос о происхождении Спасителя и Его пречистой Матери «по крови» стал доступен для христианского преспеяния только начиная с конца XIX – начала XX века, т.е. тогда, когда сама проблема национальной идентификации начала приобретать свою актуальность. Это связано с падением традиционных монархий. Человек в своем социальном аспекте перестал быть подданным монарха и превратился в представителя определённого народа. Конечно нам могут возразить и сказать, что и во время монархий существовали народы, а значит и их представители. Это, разумеется, так, существовали. Изменились не народы, а характер осмысления принадлежности к ним. Если до XIX века право народа было иерархически подчинено имперской присяге, то после национальная самоидентификация стала самодостаточным историческим фактором.
 

Подробнее VKontakte Facebook Twitter Odnoklassniki Addthis


Иногда мотивы напоминающие добрую или не очень, или совсем недобрую сказку, скрывают действительно очень значимые и серьезные вещи. Именно как наивную выдумку, человек современности привык воспринимать мотивы географии, которую можно определить, как сакральную. Между тем именно через святость места и связанные с ним мотивы мы приближаемся к вещам действительно значимым, но находящимся ныне почти в полном забвении. Почему так произошло, в принципе понятно, но это не тема нашего сегодняшнего разговора. Поговорим лучше непосредственно о сакральном.
 

Подробнее VKontakte Facebook Twitter Odnoklassniki Addthis


19 декабря 1915 года в Санкт-Петербурге суждено было произойти знаковому событию, касающемуся всей истории живописи и не только ее. Именно в этот день открылась выставка на которой впервые был выставлен и показан публике «Чёрный супрематический квадрат» кисти Казимира Малевича. Выставлен он был на самом видном, «переднем» месте; там где в русской избе находился «красный угол» откуда на вошедшего в дом взирали лики Спасителя, Богородицы, Николы-чудотворца. Художник впервые явил миру не просто картину, но некий образ современного мира, который был способен заменить устаревшую традиционную икону.
 

Подробнее VKontakte Facebook Twitter Odnoklassniki Addthis


Посмотрел на днях аниме «Красная черепаха» (La tortue rouge), 2016. Вообще, думаю вместо почти полутора часов в данном случае создателям можно было бы обойтись форматом короткометражного фильма. Но я досмотрел до конца (что случается довольно редко) и в целом фильм хорош. По общему смыслу сюжет напомнил мне, вышедший в том же году американский фильм «Пассажиры» (Passengers). Кратко, «без воды», его можно обозначить одной фразой: Любовь – это то, на что не жалко потратить всю жизнь. Но, в «Красной черепахе» он существенно дополнен. Хотя на афише мы и можем прочесть название жанра – «фэнтези», однако очень легко представить, как это всё могло произойти на самом деле. И, вот тогда нам открывается ещё один важнейший аспект сценария. Да, всё верно, в центре всё та же любовь, но теперь она предстаёт как Иллюзия, Иллюзия, на которую не жалко и жизни. Какая разница с кем жил герой фильма на острове – с черепахой-призраком или реальной женщиной? Он был счастлив, а значит его страдания и его жизнь в целом не напрасны. Такова парадигма авторов.
 

Подробнее VKontakte Facebook Twitter Odnoklassniki Addthis