В «Предисловии» к древнеирландской поэме «Чудо Колума Килле» (Amra Choluim Chille) говорится о создании поэмы Далланом Форгаллом (Dallán Forgaill – «Слепец Свидетельства»). И также объясняются три причины по которым святой Колумба – Колум Килле («Голубь Церкви») приехал на Собрание в Друм Кете. Это проблема политического статуса Дал Риады, части территории современной Шотландии, которая еще в V в. начала заселяться колонистами из Cеверо-Восточной Ирландии, и которая к концу VI в. фактически стала независимой и хотела обрести эту независимость официально. Второй причиной было  желание святого спасти юного Сканнлана, Мора, сына Кенфаэля, короля Осрайге, который находился в заточении. Но в первую очередь в поэме речь идёт о поэтах-филидах, которых собирались изгнать из Ирландии короли и которых защитил святой Колум Килле.

 

Итак, приведем слова «Предисловия»: «Вот же третья причина, из-за которой пришел Колум Килле, т.е. запрет, который наложили на поэтов Ирландии короли Ирландии вокруг Аода, сына Айнмире. Ибо столь велико было число поэтов и столь много тягот было от них, так что никто из мужей Ирландии не знал, что и делать с ними. Ибо тот, против кого они исполняли свою хулу, если он не умирал сразу, на нем появлялись ядовитые волдыри, которые были всем видны, и так это оставалось навеки. И вырастали волдыри на самом поэте, и он сразу умирал, если был без вины тот, кого он хулил. И вот были поэты в Ивур Киннтрахта в землях уладов, ибо дал король уладов им право гостевания на три года или на целый год. И там они были и сочиняли истории, чтобы заколдовать себя, но кажется, что им не удавалось их исполнить. Было племя рядом с ними против этих поэтов, которые готовы очернить других и рассказывают лживые повести. Послали тогда от поэтов Ирландии к Колуму Килле, чтобы он пришел к ним прежде, чем он отправится в Друм Кет, где были короли, изгоняющие их. Воззвали они имя Бога на голову Колума Килле и христианскую веру […] и так что было это защитой в Друм Кете. И тогда Колум Килле пришел к ним от лодки своей, и было с ним еще семью по двадцать спутников […]. Так что взял он поэтов с собой в Друм Кет. Был же тогда Даллан, сын Форгалла, первым среди других поэтов по его искусству и мудрости. Колум Килле примирил поэтов с мужами Ирландии и с Аэдом сыном Айнмире, так что каждому было воздано по его рангу. […] До сих пор говорят: право почитания прежде любого права. И Колум Килле убедил короля отдать первенство над поэтами Даллану, ибо его мудрость и его поэтическое искусство превосходили всех. […] Какая цена мне за хвалу? Сказал Колум Килле, что ему будет даровано небо и многое еще другое. Как это будет узнано? – сказал слепой. Будет дано тебе твое зрение, чтобы ты сложил поэму, так что ты сможешь видеть небо, воздух и землю, пока не дойдешь до конца поэмы. […] Даллан тогда пошел к Колуму Килле поговорить с ним и прочел ему пролог для него, но Колум Килле не позволил это делать, до времени его успения, потому что хвала подобает только умершему. «Как я узнаю о твоей смерти, когда ты будешь в паломничестве, а я буду в Ирландии?». Тогда указал три приметы ему Колум Килле о времени, когда надо будет сочинять хвалу. Так что будет это всадник на пестром коне, который расскажет о смерти Колума Килле, так что его слова должны будут стать первыми словами хвалы, а еще ему вернется зрение, чтобы он смог это сделать. В Ат Фени в Миде была пропета эта хвала…».*

 

Каждое чудо содержит в себе множество аспектов, и каждая историческая эпоха раскрывает значимые для неё смысловые грани. Если для ирландцев раннего средневековья чудо состояло прежде всего в исцелении Слепца Свидетельства, то для нас, сегодняшних, чудо заключается в том, что православный святой открыто выступает в защиту филидов, которые продолжали традицию исполнения «языческих» песен. По существу, св. Колумба поступает подобно русскому святому св. Авраамию Смоленскому. В его житии, восходящему к XIII веку, рассказывается как недоброжелатели в своем «правоверном» гневе обвиняли святого в почитании поэтических славянских сказаний – «книг»: «…инии глаголаху нань – глубинныя книгы почитает». Что же каждому своё… – кому осуждение, а кому – чудотворения.

 

* Цитата по: The Irish Liber Himnorum, которая хранится в Тринити Колледже и датируется XII в. Пер.: Михайлова Т.А.